МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Х кинопремия ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ, 27 01 12,
Автор фото: Виктор ВАСЕНИН.

#Музыкальныйкалендарь #ЦМИиК #АлексейРыбников

🎼 МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

«Кто доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?»

17 июля — сегодня отмечает своё 75-летие Алексей Рыбников – Народный артист России, Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов и Союза кинематографистов, замечательный, любимый многими композитор, чье искусство сформировало музыкальные вкусы нескольких поколений.

Алексей Львович Рыбников родился 17 июля 1945 года в Москве. Уникальная музыкальная одаренность Алексея проявилась рано: в 8 лет он уже написал несколько фортепианных пьес, а в 11 стал автором балета «Кот в сапогах». С 1956 по 1962 год Алексей учился в Центральной музыкальной школе для одаренных детей при Московской консерватории.

Имя молодого композитора Алексея Рыбникова впервые стало известно любителям музыки в конце 1960-х годов, он стал автором серьезных, интересных симфонических и камерных произведений, с яркими оркестровыми красками, энергичными ритмами и мелодической остротой.

К началу 70-х годов композитор все чаще выступает в жанрах, считавшихся прикладными и второстепенными — в театральной, киномузыке, в эстрадной песне. Алексей Рыбников становится одним из ведущих авторов нового тогда советского музыкального театра, соединяя в новой, синтетической форме принципы «большого симфонизма» и современной эстрады.

Огромную роль в формировании мировоззрения будущего композитора сыграл его учитель Арам Ильич Хачатурян, с которым его познакомил отец — скрипач, работавший в оркестре Александра Цфасмана. Алексей показал свои сочинения А. И. Хачатуряну, и это во многом определило его судьбу. Влияние великого композитора, воплощавшего своей личностью и творчеством мощный культурный пласт, сопровождает Алексея Рыбникова всю жизнь.

В 1962 году поступил в Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского по классу композиции А. И. Хачатуряна, которую окончил с отличием в 1967 году, а в 1969 году окончил аспирантуру по классу этого же выдающегося музыканта и по 1975 год преподавал в Московской консерватории на кафедре композиции.

Уже в консерватории молодой композитор решил искать свой путь в творчестве. «Если ты хочешь писать настоящие вещи, нельзя лгать самому себе… Мой учитель А.Хачатурян говорил мне: «Используй кинематограф как лабораторию для апробации своих идей». В те годы не было иных способов попробовать услышать музыку в живом звучании. Поэтому многие композиторы экспериментировали в кино, чтобы потом задействовать эти наработки в опере или балете.

С тех пор творческая жизнь композитора неотделима от кино и драматического театра. С 1965 года он пишет музыку для кино-, теле- и мультфильмов. В итоге им создана музыка более чем для 100 фильмов, самых разных жанров и зрительских аудиторий, среди них: «Остров сокровищ», «Бедная Лиза», «Большое космическое путешествие», «Праздник непослушания», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Приключения Буратино», «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки», «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Новые приключения капитана Врунгеля», «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось…», «Мнимый больной», «Ералаш», «Через тернии к звездам», «Василий Буслаев», «Мать Мария», «Сказки… Сказки… Сказки Старого Арбата», «Карантин»,»Прохиндиада, или бег на месте», «Русь изначальная», «Царь Иван Грозный», «Воспитание жестокости у женщин и собак», «Звезда», «Андерсен. Жизнь без любви», «Пассажирка», «Поп», «Братья Карамазовы» и др.

Его яркая, живая музыка проникнута непосредственностью, искренностью чувств, помогает авторам фильма глубже раскрыть творческий замысел.

Еще одна встреча во многом определила судьбу композитора Рыбникова на ближайшие годы. Он знакомится с главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола Марком Анатольевичем 3ахаровым, который предлагает написать музыку к новому спектаклю поэта и драматурга Павла Грушко на сюжет драматической кантаты Пабло Неруды «Смерть Хоакина Мурьеты». Точнее, не просто написать музыку, а сделать целиком музыкальный спектакль. Это была первая рок-опера, увидевшая свет в Советском Союзе, своеобразная революция в театре. Чиновники Министерства культуры, считая автора «авангардистом», предлагающим «чуждый» жанр для отечественного театра, 11 раз отказывались принять спектакль. И все же спектакль и музыку ждал подлинный триумф. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» положила начало официальному признанию композитора. Выпущенный в 1977 году двойной альбом «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» занял 1-е место в хит-параде лучших грамзаписей.

В 1979 году Алексей Рыбников был признан самым популярным композитором года и награжден премией за лучшую музыку к кинофильму на Московском международном кинофестивале.

Последовало множество заманчивых предложений. Рыбников пребывает в поисках нового музыкального материала.

С 1981 года и до сих пор с неизменным аншлагом в «Ленкоме Марка Захарова» идет «Юнона» и «Авось» (по поэме Андрея Вознесенского), еще одна творческая удача. В музыкальном языке этой рок-оперы А. Рыбникова много неожиданных сочетаний. Стилизация русского романса начала XIX века («Ты меня на рассвете разбудишь», «Белый шиповник» и другие), связь с русской оперной классикой (П. Чайковский, А. Рубинштейн) в арии «Ангел, стань человеком». В хоровых сценах слышны интонации доглинкинской эпохи — кант, партесный концерт, знаменный распев. И здесь же современные эффекты, необычное голосоведение, электронные звучания.

Рыбников много работал в жанре детской музыки и детской песни, в широкой «возрастной амплитуде»: от Красной шапочки и Буратино до «Острова сокровищ» и «Вам и не снилось» по повести Галины Щербаковой, своеобразной вариации на вечную тему «Ромео и Джульетты».

Современный музыкальный язык используется в «детских» произведениях А. Рыбникова совершенно естественно и полноправно.

В 1989 году общий тираж проданных дисков с музыкой А. Рыбникова превысил 10 миллионов экземпляров. Фирма «Мелодия» наградила композитора «Золотым диском».

В 1999 году Постановлением Правительства Москвы при Комитете по культуре Москвы был создан Театр Алексея Рыбникова.

Композитор продолжает активно создавать инструментальные сочинения. В 1998 году в рамках программы ЮНЕСКО «Музыка, сближающая народы» он создает балет «Вечные танцы любви».

В 2000 году в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи состоялся премьерный показ сцен из новой музыкальной драмы А. Рыбникова «Маэстро Массимо» («Оперный дом»). В основе сюжета спектакля — судьба талантливого русского композитора XVIII века Максима Березовского, который долгое время жил и учился в Италии, а вернувшись в Россию, не был принят русским обществом. Партитура оперы сложилась как синтез различных стилистических пластов: от стилизации музыки XVIII века в духе Моцарта до современных звучаний. В ней много прекрасных мелодий, наделенных столь характерным для Рыбникова романтическим мироощущением. Автор 6 крупных симфоний, в 2010-2011 году по собственному либретто А. Рыбников написал оперу «Война и мир».

Алексей Львович Рыбников стал одним из интереснейших композиторов своего поколения, автором «синтетического типа». Это человек, который неустанно ищет, трансформируясь, меняясь.

Открывая для себя новые звуковые территории, осваивая другие жанры, композитор создал в результате интересный сплав приемов классического профессионального искусства и музыкальной поп-культуры. Этот синтез привлек к творчеству Рыбникова внимание и любовь многомиллионной аудитории.

Композитор убежден, что музыка должна быть коммуникативной, должна вести диалог со слушателем, должна быть насыщена сегодняшней, актуальной, нужной людям информацией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/m/mucdcycm/gdk-syzran.ru/public_html/wp-content/plugins/openstat-counter/openstatcounter.php on line 55 Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/m/mucdcycm/gdk-syzran.ru/public_html/wp-content/plugins/openstat-counter/openstatcounter.php on line 55