МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

На календаре 7 июня – 160-й день рождения великого австрийского композитора – ГУСТАВА МАЛЕРА (1860–1911). Его творчество — последнее звено в развитии европейского философского романтического симфонизма.
За полтора столетия своего существования симфония утвердилась как самый сложный и совершенный музыкальный жанр для выражения мыслей, чувств и чаяний человека, ищущего ответы на вечные вопросы бытия.
Высшими достижениями европейской музыки стали симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Чайковского и Брукнера. Малер не только завершает этот ряд, но и как бы вбирает в себя все его составляющие, суммируя весь опыт предшественников.
Густав Малер: «Писать симфонию — значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном: как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо». Говоря о «построении мира» в музыке, Малер говорит и о колоссальных масштабах композиции, и о разнообразии художественных средств. Его слова свидетельствуют и о напряженнейшей попытке собрать в единое целое расползающийся по швам мир старой Европы рубежа 19-20 веков, переживающей острейший кризис. Томас Манн назвал Малера «человеком, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени».
Малер остро его чувствовал. Любая его симфония — это каждый раз неповторимый процесс поиска истины. Творческие искания Малера приводили к нарушению устоявшихся представлений о прекрасном, к кажущейся несвязности, эклектичности; композитор возводил свои монументальные концепции словно из самых разнородных «осколков» распавшегося мира. В этих поисках заключался залог сохранения чистоты человеческого духа в одну из самых сложных эпох истории. «Я — музыкант, который блуждает в пустынной ночи современного музыкального ремесла без путеводной звезды и подвергается опасности во всем усомниться или сбиться с пути», — писал Малер.

Густав Малер родился в бедной еврейской семье, в Чехии. Рано проявились его музыкальные способности (в 10 лет он дал первый публичный концерт как пианист). В пятнадцатилетнем возрасте Малер поступил в Венскую консерваторию, брал уроки композиции у крупнейшего австрийского симфониста Антона Брукнера, тогда же посещал курсы истории и философии в Венском университете. Вскоре появились первые произведения: эскизы опер, оркестровая и камерная музыка. С 20 лет жизнь Малера неразрывно связана с дирижерской работой. Сначала — оперные театры небольших городков, но уже вскоре — крупнейших музыкальных центров Европы: Праги (1885), Лейпцига (1886-88), Будапешта (1888-91), Гамбурга (1891-97). Дирижирование, которому Малер отдавался с не меньшим энтузиазмом, чем сочинению музыки, поглощало почти все его время, и над крупными произведениями композитор работал летом, когда был свободен от театральных обязанностей.
Очень часто замысел симфонии рождался из песни. Малер — автор нескольких вокальных циклов, первый из которых — «Песни странствующего подмастерья», написанный на собственные слова, заставляет вспомнить Ф. Шуберта, его светлую радость общения с природой и скорбь одинокого, страдающего скитальца. Из этих песен выросла Первая симфония (1888), в которой первозданная чистота затемняется гротескным трагизмом жизни; путь преодоления мрака — в восстановлении единства с природой.
В 1897 г. Малер становится главным дирижером Венского придворного оперного театра. В лице Малера совмещался гениальный музыкант-дирижер и режиссер — руководитель спектакля. Среди творческих удач Малера-постановщика — оперы Р. Вагнера, К. В. Глюка, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Б. Сметаны, П. Чайковского («Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Иоланта»). Вообще Чайковский (как и Достоевский) в чем-то был близок нервно-импульсивному, взрывчатому темпераменту австрийского композитора. Малер был и крупнейшим симфоническим дирижером, гастролировавшим во многих странах (трижды бывал в России).
Последние годы жизни Малер провел в Америке (только уже тяжело больным он вернулся в Европу для лечения). Бескомпромиссность в борьбе с рутиной в Венской опере осложнила положение Малера, привела к настоящей травле. Он принимает приглашение на должность дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра.
В 1907 году врачи обнаружили у Малера хроническое заболевание сердца. Диагноз сообщили композитору, и это усугубило его подавленность. Тема смерти проходит во многих его последних сочинениях.
20 февраля 1911 года у него поднялась температура и сильно заболело горло. Обнаружилась сильная ангина. Врач посоветовал не выступать в таком состоянии. Тот, однако, не согласился, считая болезнь не слишком серьезной. На самом же деле болезнь приняла угрожающие очертания, дав осложнения на сердце. Композитор угас за три месяца. Он скончался в ночь на 18 мая 1911 года.
Все творческие интересы Малера были сосредоточены на жанрах симфонии и песни. Он создал 9 симфоний (10-я осталась неоконченной), симфонию-кантату «Песнь о земле» для двух солистов и оркестра, и множество песен, значительная часть которых объединена в циклы.
Над 5-й симфонией Малер работал в 1901–1902 годах. Впервые она была исполнена под управлением автора в 1904 году. Со временем она стала одним из его наиболее исполняемых произведений.
Арнольд Шёнберг в одном из писем Малеру о своем впечатлении от Пятой симфонии, писал: «Я видел Вашу душу обнаженной, совершенно обнаженной. Она простиралась передо мной, как дикий таинственный ландшафт с его пугающими безднами и теснинами, с прелестными радостными лужайками и тихими идиллическими уголками. Я воспринял ее как стихийную бурю с ее ужасами и бедами и с ее просветляющей, увлекательной радугой. (…) Я чувствовал борьбу за иллюзии, я видел, как противоборствуют друг другу добрые и злые силы, я видел, как человек в мучительном волнении бьется, чтобы достичь внутренней гармонии, я ощутил человека, драму, истину…»
Четвертая часть 5-й симфонии — знаменитое Адажиетто. В нем заняты только струнные смычковые инструменты и арфа, что придает музыке особую лиричность. Эта своеобразная миниатюрная оркестровая песня без слов с томительно прекрасной бесконечной мелодией — потрясающий образец малеровской инструментальной лирики. Эта музыка использовалась неоднократно, в частности, в знаменитом фильме Лукино Висконти «Смерть в Венеции» (по новелле Томаса Манна), на музыку Адажиетто поставлен балет «Гибель розы» (по стихотворению Уильяма Блейка, хореограф Ролан Пети).
В произведениях последнего периода творчества мысль о смерти сочетается у Малера со страстной жаждой запечатлеть всю земную красоту. В Восьмой симфонии — «симфонии тысячи участников» (увеличенный оркестр, 3 хора, солисты) — Малер пытается по-своему претворить идею Девятой симфонии Бетховена: достижение радости во вселенском единении. «Представьте себе, что вселенная начинает звучать и звенеть. Поют уже не человеческие голоса, а кружащиеся солнца и планеты», — писал композитор. В симфонии использована заключительная сцена «Фауста» И.В. Гёте.
На протяжении всего творческого пути Малера песня и симфония шли рука об руку и, наконец, сплавились воедино в симфонии-кантате «Песнь о Земле» (1908). Воплощая вечную тему жизни и смерти, Малер обратился на этот раз к китайской поэзии VIII в. «Эпилогом» всего творчества, прощанием, стали Девятая и неоконченная Десятая симфонии.
Завершая век романтизма, Малер оказался провозвестником многих явлений музыки ХХ столетия. Обостренность эмоций, стремление к их крайнему проявлению будет подхвачено экспрессионистами — Арнольдом Шёнбергом и Альбаном Бергом. Симфонии А. Онеггера, оперы Б. Бриттена несут отпечаток малеровской музыки. Особенно сильное влияние оказал Малер на Д. Шостаковича.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Warning: Illegal string offset 'openstat_counter_code' in /home/m/mucdcycm/gdk-syzran.ru/public_html/wp-content/plugins/openstat-counter/openstatcounter.php on line 55 Notice: Uninitialized string offset: 0 in /home/m/mucdcycm/gdk-syzran.ru/public_html/wp-content/plugins/openstat-counter/openstatcounter.php on line 55